Шла война, но город учился

          Колесница войны катилась теперь в про­тивоположную сторону — на запад. И в со­ответствии с постановлением исполнитель­ного комитета Орловского областного Со­вета депутатов и бюро обкома ВКП(б) от 27 ноября 1943 года «О мероприятиях по восстановлению хозяйства Новозыбковского района» в городе и районе принимались меры по восстановлению школ, других учебных заведений и учреждений народ­ного образования. Как уже было отмечено раньше, все начальные школы приступили к работе в октябре — ноябре 1943 года.

         В октябре — декабре этого года были завершены первоначальные работы по вос­становлению педагогического института. Во второй половине декабря в институте были проведены краткосрочные курсы по подготовке поступающих к экзаменам. А в конце декабря начались занятия со студен­тами первого военного набора. На второй, третий и четвертый курсы пришли те, кто начинал обучение в довоенное время.

         Занятия велись в тяжелейших условиях: зимой 1944 года температура в аудитори­ях была плюс 6-10 градусов. Главный корпус еще кое-как отапливался, корпус же биофака не отапливался совершенно, так как отступающие фашисты уничтожили все печки, кроме того, они уничтожили все учебные столы, оборудование, наглядные пособия, в большей части этого корпуса окна были забиты картоном, а сидения и парты изготавливались из неоструганных досок. Все работы по восстановлению ин­ститута проводились преподавателями и студентами без отрыва от учебного процес­са. Занятия проводились по 10-12 часов в день без перерыва на каникулы. При этом следует учесть, что студенты часто отвле­кались на расчистку железнодорожных пу­тей, погрузку и разгрузку вагонов с боеп­рипасами и военным снаряжением, в экст­ремальных случаях приходили на помощь медицинским работникам госпиталей.

         Кто же эти преподаватели и студенты того сурового времени? В. Гудков —дирек­тор института, С. А. Пандул — преподава­тель физмата, преподаватели геобиофака В. И. Пуклин, Н. С. Миллер, К. Ф. Нелипа, О. П. Кублицкая, преподаватели литфака А. П. Чкалова, В. И. Бусева, профессор Расторгуев.

         Вот что писала газета «Ударник» 6 янва­ря 1946 года об институте: «…плоды боль­шой работы уже налицо. За последние два года (1944, 1945 — прим. автора) страна получила от института 345 учителей. Кро­ме того, 434 человека окончили десятиме­сячные курсы при институте и продолжают свое образование в заочном секторе. В 1946 году в школы области пойдут рабо­тать еще 254 воспитанника института… В институте развертывается все шире науч­ная работа. Доктор филологических наук, профессор Расторгуев закончил ряд круп­нейших научных работ, закончил свою дис­сертационную работу доцент Алеев, рабо­тает над докторской диссертацией канди­дат геолого-минералогических наук Мил­лер».

         Первые студенты института — это преж­де всего выпускники школ 1941 года, в чис­ле которых известные впоследствии учи­теля нашего города Софья Кротенкова, Ольга Марченко, Екатерина Маркова, Александра Москалькова, Анна Царькова, Клавдия Ампольцева и другие.

         К осени 1944 года условия в институте значительно улучшились. В учебных каби­нетах был проведен текущий ремонт, от­крыт буфет, посту­пили учебно-на­глядные пособия, отремонтированы сохранившиеся, увеличена площадь библиотеки. Изме­нился и состав по­ступающих, вместе с первыми послево­енными выпускни­ками школ замель­кали и девушки в гимнастерках и солдатских шинелях, парни со шрамами от ранений, иные без рук, без ног, пропахшие фронтовым порохом и партизанскими кос­трами: Лидия Баркова, Макар Ефименко, Иван Воскобойников, Ксения Кравченко, Дуся Кузьмина, Михаил Валуев, Савелий Емельяненко, Антон Зайцев, Елиферий Ковалев, Евгений Кривонос, Петр Романкевич, Раиса Хоботько, Николай Цыганок, Роза Шерайзина, Иван Янченко, Петр Янченко.

         Второй учебный год начался 1 октября. Тяга к знаниям у студентов была велика, а чтобы попасть в читальный зал библиоте­ки, нужно было занять очередь на опреде­ленную книгу и стул. Окна читального зала (знаменитая аудитория № 12) светились до 11-12 часов ночи, а потом читали в хо­лодных общежитиях, отапливаемых бур­жуйками, топливо добывали сами студен­ты из разрушенных войной зданий. Лампой служила коптилка из-под снарядной гильзы: освещенность зависела от калиб­ра снаряда и осветителя, который сидел возле с шилом в руке. Часто можно было слышать возгласы: «Подтяни» — освещен­ность увеличивалась, впрочем, как и копоть в волосах и во рту. Отходили ко сну, как правило, во второй половине ночи, а подъем в 6 часов утра…

         Не менее напряженно шла работа по восстановлению сельскохозяйственного техникума. Уже в 1945 году из его стен вышли 35 агрономов, которые приступили к работе в колхозах и совхозах области.

         При техникуме были организованы по­вышенные годичные курсы, их цель — в бо­лее короткий срок подготовить участковых агрономов и полеводов. В 1945 году в сель­хозтехникуме училось 425 студентов, сре­ди которых 25 участников Великой Отече­ственной войны: бывший гвардеец Алек­сандр Ходонович, награжденный ордена­ми Красной Звезды, Отечественной вой­ны первой степени, медалями за оборону Ленинграда, Москвы, орденоносцы Васи­лий Стукалов, Владимир Кулешов и дру­гие.

         К концу 1945 года были отремонтиро­ваны студенческие общежития, столовая (организовано трехразовое питание, что имело особое значение в те годы). Мате­риально-техническая база постепенно со­вершенствовалась.

         В это же время в городе начал работать торгово-кооперативный техникум. Один из студентов этого техникума А. Н. Мельни­ков в январе 1946 года писал в газете «Ударник»: «Мне 19 лет. Война прервала мою учебу. С оружием в руках пошел я, чтобы отстаивать свое право на продолже­ние образования. Защищая Родину и свое право, я был тяжело ранен, стал инвали­дом. Физически работать не могу, но мне предоставлена возможность получить та­кую специальность, которая под силу. Я теперь студент торгово-кооперативного техникума — готовлюсь стать бухгалтером, учусь на «отлично». Активно участвую в об­щественной жизни техникума, живу в об­щежитии. Вместе со мной учатся другие товарищи, которые с оружием в руках тоже защищали Родину…»

         Несмотря на трудности военного временами принимались меры по обучению детей, имеющих различные физические недостат­ки. Решением облсовета депутатов в 1944 году в Новозыбкове была открыта област­ная школа по обучению глухонемых детей и подростков. С первых дней пребывания и до окончания обучения дети находились на полном государственном обеспечении. Организация школы была поручена перво­му директору Г. Резникову. Первыми учи­телями и воспитателями были назначены опытные наробразовцы сестры Садовни­чьи, Шароварова, Бегичева, молодая на­чинающая Хурлет, посвятившая впослед­ствии всю свою жизнь этой школе.

         С первых дней войны многие подростки встали у станков, пришли на поля и фермы вместо отцов и старших братьев, поэтому они не могли учиться в школе. В марте 1943 года Совнарком СССР принял постановле­ние «Об обучении подростков на предпри­ятиях». В соответствии с этим постановле­нием подростки обучались на фабриках, заводах, других предприятиях.

         В 1944 году были открыты вечерние шко­лы, утверждено их штатное расписание, установлены должностные оклады педаго­гов. Через несколько месяцев после осво­бождения нашего города такая школа была открыта и у нас. Об этом свидетельствует следующий документ: «Выписка из прика­за по Новозыбковскому районному отделу народного образования от 3 марта 1944 года, параграф 31. Тов. Громыко Г. С. на­значить директором СШ взрослых. Заве­дующий роно В. П. Быков».

         Условия работы были тяжелыми, так как собственного здания школа не имела, и учителя вынуждены были переходить из одного здания в другое (школы №№ 3 и 5). Одновременно была открыта и вторая, железнодорожная вечерняя школа, руково­дителями которой в разное время были М. И. Попков и А. И. Полоник.

         Первыми учениками школ рабочей мо­лодежи были лучшие рабочие спичечной фабрики «Волна революции», промартелей, учреждений Новозыбкова, рабочие и слу­жащие железной дороги. Вот что писала газета «Ударник» тех лет в статье «Труд и учеба. Молодежь нашего города умело сочетает учебу и труд. Токарь фабрики «Волна революции» Евгений Рак, выполня­ющий производственные задания на 200-250 процентов, учится на «4» и «5», стро­галь этого же предприятия Илья Марчен­ко, выполняющий нормы выработки на 120-150 процентов, закончил вторую четверть с хорошими и отличными оценками. Хоро­шо учатся также Алексей Данильченко, Николай Черноволов. Повышают свое об­разование Тамара Истратова, Афанасий Соловцов, работающие в учреждениях на­шего города. Пришли в ШРМ и фронтови­ки, не успевшие получить школьного обра­зования в довоенные годы, и среди них дважды Герой Советского Союза С. И. Кретов, Герой Советского Союза М. И. Була­нов. Учителя вечерней школы А. Е. Михайлец, Е. В. Подобаева, Г. С. Громыко, Ф. Г. Белугина дают высокую оценку успехам своих учеников».

         В годы войны и первые послевоенные годы большую роль в организации учебы, методической работы и культурно-просве­тительского досуга преподавателей играл Дом учителя. В довоенные годы он разме­щался на месте нынешнего спортзала ДЮСШ по ул. Коммунистической, после освобождения города — в доме № 9 по ул. Коммунистической, рядом со школой № 1. Накануне оккупации сотрудники Дома су­мели спрятать ценнейшую библиотеку, в которой были сосредоточены лучшие про­изведения художественной, учебно-мето­дической, научной литературы, журналы, подшивки газет. Только книг было более 20 тысяч экземпляров.

         Библиотекой пользовались учителя Но­возыбкова, Злынки, Климова, студенты пединститута. Здесь проводился лекторий, встречи с писателями, почетными людьми города: заслуженными учителями М. Л. Климович, новаторами производства, во­еначальниками Д. А. Драгунским и ко­мандиром 307-й дивизии Еншиным. При ДУ постоянно собирались участники худо­жественной самодеятельности. Их концер­ты пользовались большим успехом не толь­ко в городе и районе, но далеко за его пре­делами: знаменитое трио — Тюпич, Прупес, Чернобаев — радовало слушателей своими песнями в Колонном зале Дома Союзов.

         Организаторами всей этой работы были директора Дома учителя Е. Т. Пирогова, Семыкин, Г. И. Полевая, В. Рыбчин, Л. В. Иванова. В 80-е годы Дом учителя в Новозыбкове был закрыт, и сейчас функциони­рует один единственный Дом учителя в области в г. Трубчевске. Очень жаль, что нет у нас такого культурно-просветительс­кого учреждения, объединяющего всех работников образования.

 Л. Выкочко, заслуженный учитель РСФСР