Веряев Виктор Николаевич

          VeryaevВиктор Николаевич Веряев — умный, интересный собеседник. Зря слова на ветер, чувствуется, не бросает. Говорит по существу дела. Василий Николаевич Бисев (а он мне и посоветовал написать о своем коллеге-преподавателе) так сказал: «Очень требователен к себе и к окружающим. Хорошо знает предмет, который преподает. Так, для углубления знаний уча­щихся оборудовал лабораторию и кабинет по предмету «тракторы и автомобили». Здесь можно увидеть разные стенды, макеты всех марок тракторов. Рационализатор, учас­тник Великой Отечественной вой­ны.

         Вот в том, что Виктор Николаевич – фронтовик, и кроется некая скупость на слова. Поражаешься, слушая его, сколько он пережил в военное лихолетье.

         Когда Виктору было около де­вятнадцати, где-то за месяц до на­чала войны прямо в поле за посе­вом овса вручили повестку в ар­мию. Это было в селе Салтыково «Саровского района Рязанской об­ласти. Ну, а 22 июня в воинской части Одессы его и застала война.

         — В начале войны я попал в от­дельную кабельно-шестовую роту связистов-телефонистов. А это зна­чит, что мы все время фактически на передовой. Все отступают, а мы не имеем права. Кабель не оста­вишь. Ведь наша задача—обеспе­чение связи между штабом и пере­довой.

         Вот один всплыл в памяти эпи­зод.

         — При одном из отступлений (так начиналась война) мы поспе­шили собрать свою материальную часть. Только было сунулись за ка­белем в балку, а оттуда немецкий танк выскакивает. А что мы со сво­им карабином могли сделать. Не­мец нас не заметил, и все обо­шлось благополучно.

         Собеседник рассказывает, как отступал с боями по городам Укра­ины (Юго-Западный фронт). Это была самая сложная и опасная ра­бота связиста. При отступлении Виктору Николаевичу приходилось пять раз выходить из окружения. Кишинев, Тирасполь, Николаев, Херсон, Каховка, Мелитополь, Ма­риуполь, Шахты — вот города, где при отступлении пролилась кровь его боевых товарищей.

         Весна 1942 года для Виктора Веряева чуть не закончилась тра­гически. Вот как он об этом расска­зывает:

         — Под Ростовом-на-Дону надо было переезжать через понтонный мост на другой берег реки Донец. Вокруг переправы скопилось мно­го машин, где в кузовах лежали боевые снаряды. Неожиданно на­летели три немецких бомбарди­ровщика и началась такая бомбеж­ка! Снаряды в машинах стали рваться. Спасаясь, я выскочил из полуторки и упал лицом вниз воз­ле реки. Один из осколков зацепил мне ухо и попал в ключицу, пере­бив ее. Привыкший уже к пулям и смертям, с кровоточащей рукой, побежал по мосту на другой берег. За нами устроили охоту фрицы. Бе­жал,- падал, опять бежал… Чудом спасся. За мостом, вижу, много раненых, запомнилось, на бричке сидит безногий солдат… Так и по­пал в тыл, в город Энгельс—в гос­питаль. Хотели было операцию де­лать, да один хирург раздумал. Спрашивает: «А ну пошевели паль­цами. Работают ли? А если сдела­ем операцию, связки нарушим».

         После выписки из госпиталя я дал согласие поехать в г. Вольск, что на Волге, учиться в военном пехотном училище. Проучились спокойно всего три месяца. Поло­жение под Сталинградом было тя­желое. Курсанты училища мобилизовывались на пополнение в каче­стве бойцов в 1-ю гвардейскую ар­мию ордена Ленина, мотомехкорпус. Формировался он в городе Аткарске. Это был декабрь 1942 года. Молодой солдат В. Веряев назначен командиром отделения.

         Спрашиваю собеседника, как далеко забрасывала фронтовая судьба. Под руками ветерана вой­ны оказалась карта Советского Союза. Места, где проходил его боевой путь, обведены кружочка­ми. Дорого все это солдату.

         Новая запись в красноармейс­кой фронтовой книжке. А с ней — и новая военная специальность. От­дельный механизированный бата­льон. Командир пулеметного отде­ления. Звание – старший сержант. На войне — как на войне. Коман­дир батальона дает особое зада­ние: прорвать линию немецкой обороны и двигаться в тыл навстре­чу немецким войскам, гнать их дальше от линии фронта. Там в боях Виктору Николаевичу не раз приходилось подставлять голову под пули. Он со скорбью говорит о тех страшных событиях:

         — Шли мы по деревням. Теряли в боях технику, своих товарищей. Из 180 человек от нашей роты ос­талось трое. При дальнейшем на­ступлении на одну из деревень, где закрепились немцы, нас обстреля­ли из минометов. От взрыва мины в бою меня ранило в поясницу.

         И опять на излечение в военно-полевой госпиталь. Солдатский дух, солдатская стойкость — они помогали выживать в самых суро­вых условиях войны.

         — Хочется подчеркнуть, — гово­рит фронтовик, — за эти четыре года мне приходилось всего раза три ночевать в домах. А так — в окопах, сараях. За всю войну, по­мню, только два раза заболел грип­пом и желтухой. И то обошелся без стационара.

         После излечения ранения в по­ясницу его опять выписывают на фронт. Военная комендатура горо­да Миллерово направила на попол­нение 633 зенитно-артиллерийского полка. Виктора Веряева назна­чают командиром отделения круп­нокалиберного пулемета.

         — Но иногда, как палочку-выру­чалочку бросали нас на передовую в помощь пехоте, — вспоминает солдат. — Помнится, под Балато­ном (Венгрия) бросили нас в бой с власовцами. В лоб они не прошли, а пошли обходным путем с тыла. Нам командование сказало: «Выве­сти из строя всю материальную часть и идти на соединение с ос­новной частью через озеро Бала­тон». Вот мы и. лезли по пояс в хо­лодной воде.

         — Со своей частью освобождал Румынию, Болгарию, Югославию. Закончил войну в Вене. Охраняли от бомбежек столицу Австрии. Пос­ле войны прослужил в Австрии еще два года. В 1948 году демобилизо­вался. Война сделала меня инва­лидом. Сейчас — вторая группа.

         Викто­р Николаевич награжден Орденом Отечественной войны I сте­пени, медалью «За отвагу».

Ну, а как складывалась у Викто­ра Николаевича уже мирная жизнь?

         Сельхозтехникум закончил с от­личием. Поступил учиться в Мос­ковский институт механизации и электрификации сельского хозяй­ства. Закончил его за два года. По распределению был направлен в Новозыбковский сельхозтехникум. Педагогический стаж В. Н. Веряе­ва — 31 год. Из них 26 лет работал преподавателем сельхозтехнику­ма. На протяжении этих лет вел пять предметов: сельхозмашины, механизация животноводческих ферм, тракторы и автомобили, пра­вила дорожного движения, нефте­продукты.

         С 1963 и по 1986 год заведовал кабинетами ведущих предметов: тракторы и автомобили, механиза­ция животноводческих ферм. Пер­вый внедрил в районе квадратно-гнездовой способ выращивания кукурузы. Десять поощрений в тру­довой книжке. А среди наград — почетная грамота Президиума Вер­ховного Совета РСФСР, где сказа­но: «Тов. Веряев Виктор Николае­вич. За Ваши заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства Президи­ум Верховного Совета РСФСР Ука­зом от 14 июля 1979 года присвоил Вам почетное звание Заслуженно­го учителя школы РСФСР».

М.Воликов