Шла война, но город учился
Колесница войны катилась теперь в противоположную сторону — на запад. И в соответствии с постановлением исполнительного комитета Орловского областного Совета депутатов и бюро обкома ВКП(б) от 27 ноября 1943 года «О мероприятиях по восстановлению хозяйства Новозыбковского района» в городе и районе принимались меры по восстановлению школ, других учебных заведений и учреждений народного образования. Как уже было отмечено раньше, все начальные школы приступили к работе в октябре — ноябре 1943 года.
В октябре — декабре этого года были завершены первоначальные работы по восстановлению педагогического института. Во второй половине декабря в институте были проведены краткосрочные курсы по подготовке поступающих к экзаменам. А в конце декабря начались занятия со студентами первого военного набора. На второй, третий и четвертый курсы пришли те, кто начинал обучение в довоенное время.
Занятия велись в тяжелейших условиях: зимой 1944 года температура в аудиториях была плюс 6-10 градусов. Главный корпус еще кое-как отапливался, корпус же биофака не отапливался совершенно, так как отступающие фашисты уничтожили все печки, кроме того, они уничтожили все учебные столы, оборудование, наглядные пособия, в большей части этого корпуса окна были забиты картоном, а сидения и парты изготавливались из неоструганных досок. Все работы по восстановлению института проводились преподавателями и студентами без отрыва от учебного процесса. Занятия проводились по 10-12 часов в день без перерыва на каникулы. При этом следует учесть, что студенты часто отвлекались на расчистку железнодорожных путей, погрузку и разгрузку вагонов с боеприпасами и военным снаряжением, в экстремальных случаях приходили на помощь медицинским работникам госпиталей.
Кто же эти преподаватели и студенты того сурового времени? В. Гудков —директор института, С. А. Пандул — преподаватель физмата, преподаватели геобиофака В. И. Пуклин, Н. С. Миллер, К. Ф. Нелипа, О. П. Кублицкая, преподаватели литфака А. П. Чкалова, В. И. Бусева, профессор Расторгуев.
Вот что писала газета «Ударник» 6 января 1946 года об институте: «…плоды большой работы уже налицо. За последние два года (1944, 1945 — прим. автора) страна получила от института 345 учителей. Кроме того, 434 человека окончили десятимесячные курсы при институте и продолжают свое образование в заочном секторе. В 1946 году в школы области пойдут работать еще 254 воспитанника института… В институте развертывается все шире научная работа. Доктор филологических наук, профессор Расторгуев закончил ряд крупнейших научных работ, закончил свою диссертационную работу доцент Алеев, работает над докторской диссертацией кандидат геолого-минералогических наук Миллер».
Первые студенты института — это прежде всего выпускники школ 1941 года, в числе которых известные впоследствии учителя нашего города Софья Кротенкова, Ольга Марченко, Екатерина Маркова, Александра Москалькова, Анна Царькова, Клавдия Ампольцева и другие.
К осени 1944 года условия в институте значительно улучшились. В учебных кабинетах был проведен текущий ремонт, открыт буфет, поступили учебно-наглядные пособия, отремонтированы сохранившиеся, увеличена площадь библиотеки. Изменился и состав поступающих, вместе с первыми послевоенными выпускниками школ замелькали и девушки в гимнастерках и солдатских шинелях, парни со шрамами от ранений, иные без рук, без ног, пропахшие фронтовым порохом и партизанскими кострами: Лидия Баркова, Макар Ефименко, Иван Воскобойников, Ксения Кравченко, Дуся Кузьмина, Михаил Валуев, Савелий Емельяненко, Антон Зайцев, Елиферий Ковалев, Евгений Кривонос, Петр Романкевич, Раиса Хоботько, Николай Цыганок, Роза Шерайзина, Иван Янченко, Петр Янченко.
Второй учебный год начался 1 октября. Тяга к знаниям у студентов была велика, а чтобы попасть в читальный зал библиотеки, нужно было занять очередь на определенную книгу и стул. Окна читального зала (знаменитая аудитория № 12) светились до 11-12 часов ночи, а потом читали в холодных общежитиях, отапливаемых буржуйками, топливо добывали сами студенты из разрушенных войной зданий. Лампой служила коптилка из-под снарядной гильзы: освещенность зависела от калибра снаряда и осветителя, который сидел возле с шилом в руке. Часто можно было слышать возгласы: «Подтяни» — освещенность увеличивалась, впрочем, как и копоть в волосах и во рту. Отходили ко сну, как правило, во второй половине ночи, а подъем в 6 часов утра…
Не менее напряженно шла работа по восстановлению сельскохозяйственного техникума. Уже в 1945 году из его стен вышли 35 агрономов, которые приступили к работе в колхозах и совхозах области.
При техникуме были организованы повышенные годичные курсы, их цель — в более короткий срок подготовить участковых агрономов и полеводов. В 1945 году в сельхозтехникуме училось 425 студентов, среди которых 25 участников Великой Отечественной войны: бывший гвардеец Александр Ходонович, награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, медалями за оборону Ленинграда, Москвы, орденоносцы Василий Стукалов, Владимир Кулешов и другие.
К концу 1945 года были отремонтированы студенческие общежития, столовая (организовано трехразовое питание, что имело особое значение в те годы). Материально-техническая база постепенно совершенствовалась.
В это же время в городе начал работать торгово-кооперативный техникум. Один из студентов этого техникума А. Н. Мельников в январе 1946 года писал в газете «Ударник»: «Мне 19 лет. Война прервала мою учебу. С оружием в руках пошел я, чтобы отстаивать свое право на продолжение образования. Защищая Родину и свое право, я был тяжело ранен, стал инвалидом. Физически работать не могу, но мне предоставлена возможность получить такую специальность, которая под силу. Я теперь студент торгово-кооперативного техникума — готовлюсь стать бухгалтером, учусь на «отлично». Активно участвую в общественной жизни техникума, живу в общежитии. Вместе со мной учатся другие товарищи, которые с оружием в руках тоже защищали Родину…»
Несмотря на трудности военного временами принимались меры по обучению детей, имеющих различные физические недостатки. Решением облсовета депутатов в 1944 году в Новозыбкове была открыта областная школа по обучению глухонемых детей и подростков. С первых дней пребывания и до окончания обучения дети находились на полном государственном обеспечении. Организация школы была поручена первому директору Г. Резникову. Первыми учителями и воспитателями были назначены опытные наробразовцы сестры Садовничьи, Шароварова, Бегичева, молодая начинающая Хурлет, посвятившая впоследствии всю свою жизнь этой школе.
С первых дней войны многие подростки встали у станков, пришли на поля и фермы вместо отцов и старших братьев, поэтому они не могли учиться в школе. В марте 1943 года Совнарком СССР принял постановление «Об обучении подростков на предприятиях». В соответствии с этим постановлением подростки обучались на фабриках, заводах, других предприятиях.
В 1944 году были открыты вечерние школы, утверждено их штатное расписание, установлены должностные оклады педагогов. Через несколько месяцев после освобождения нашего города такая школа была открыта и у нас. Об этом свидетельствует следующий документ: «Выписка из приказа по Новозыбковскому районному отделу народного образования от 3 марта 1944 года, параграф 31. Тов. Громыко Г. С. назначить директором СШ взрослых. Заведующий роно В. П. Быков».
Условия работы были тяжелыми, так как собственного здания школа не имела, и учителя вынуждены были переходить из одного здания в другое (школы №№ 3 и 5). Одновременно была открыта и вторая, железнодорожная вечерняя школа, руководителями которой в разное время были М. И. Попков и А. И. Полоник.
Первыми учениками школ рабочей молодежи были лучшие рабочие спичечной фабрики «Волна революции», промартелей, учреждений Новозыбкова, рабочие и служащие железной дороги. Вот что писала газета «Ударник» тех лет в статье «Труд и учеба. Молодежь нашего города умело сочетает учебу и труд. Токарь фабрики «Волна революции» Евгений Рак, выполняющий производственные задания на 200-250 процентов, учится на «4» и «5», строгаль этого же предприятия Илья Марченко, выполняющий нормы выработки на 120-150 процентов, закончил вторую четверть с хорошими и отличными оценками. Хорошо учатся также Алексей Данильченко, Николай Черноволов. Повышают свое образование Тамара Истратова, Афанасий Соловцов, работающие в учреждениях нашего города. Пришли в ШРМ и фронтовики, не успевшие получить школьного образования в довоенные годы, и среди них дважды Герой Советского Союза С. И. Кретов, Герой Советского Союза М. И. Буланов. Учителя вечерней школы А. Е. Михайлец, Е. В. Подобаева, Г. С. Громыко, Ф. Г. Белугина дают высокую оценку успехам своих учеников».
В годы войны и первые послевоенные годы большую роль в организации учебы, методической работы и культурно-просветительского досуга преподавателей играл Дом учителя. В довоенные годы он размещался на месте нынешнего спортзала ДЮСШ по ул. Коммунистической, после освобождения города — в доме № 9 по ул. Коммунистической, рядом со школой № 1. Накануне оккупации сотрудники Дома сумели спрятать ценнейшую библиотеку, в которой были сосредоточены лучшие произведения художественной, учебно-методической, научной литературы, журналы, подшивки газет. Только книг было более 20 тысяч экземпляров.
Библиотекой пользовались учителя Новозыбкова, Злынки, Климова, студенты пединститута. Здесь проводился лекторий, встречи с писателями, почетными людьми города: заслуженными учителями М. Л. Климович, новаторами производства, военачальниками Д. А. Драгунским и командиром 307-й дивизии Еншиным. При ДУ постоянно собирались участники художественной самодеятельности. Их концерты пользовались большим успехом не только в городе и районе, но далеко за его пределами: знаменитое трио — Тюпич, Прупес, Чернобаев — радовало слушателей своими песнями в Колонном зале Дома Союзов.
Организаторами всей этой работы были директора Дома учителя Е. Т. Пирогова, Семыкин, Г. И. Полевая, В. Рыбчин, Л. В. Иванова. В 80-е годы Дом учителя в Новозыбкове был закрыт, и сейчас функционирует один единственный Дом учителя в области в г. Трубчевске. Очень жаль, что нет у нас такого культурно-просветительского учреждения, объединяющего всех работников образования.
Л. Выкочко, заслуженный учитель РСФСР